Игорь Доценко [«ДДТ», «Ляпин-бэнд» и др.]

Всякий раз, наблюдая, как работает на сцене Игорь Доценко, я не перестаю изумляться: это не просто мощный, красивый звук, безупречная техника, великолепный вкус, умение играть на барабанах МУЗЫКУ и взаимодействовать с партнёрами — это ещё и по-настоящему красиво визуально! Это — великолепная раскоординация движений, абсолютное отсутствие какой-либо зажатости. Со стороны создаётся полное ощущения слияния барабанщика в одно целое с его инструментом. Каждый удар — это целое событие, обыгранное и поданное зрителю с изрядной долей актёрского мастерства. Никаких "дешёвых понтов"! В каждом движении сквозит истинное изящество, выверенное безупречным вкусом. Игорь Доценко — не просто барабанщик высочайшего класса, но и великолепный актёр, человек, ощущающий себя за барабанами, словно рыба в воде.

Для меня большая честь, что Игорь Дмитриевич любезно согласился дать интервью для публикации на моём сайте...

Как так получилось, что Вы стали играть именно на барабанах?
Это было в 1966 году: впервые увидев не по телевизору, а живого барабанщика, играющего в ансамбле на танцевальном вечере в школе, я был уничтожен, раздавлен   и всё в этом роде...

Кто из барабанщиков оказал на Вас в юности наибольшее влияние в музыкальном плане?
АЛЕКСАНДР МУТУЗКИН (первый, увиденный мною «живьём», барабанщик), Don Brewer («Grand Funk Railroad»), Ringo Starr («The Beatles»), Bobby Colomby («Blood, Sweat & Tears»), Ian Paice («Deep Purple»), John Bonham («Led Zeppelin»), Darrel Sweet («Nazareth»), Mick Tucker («Sweet»), АНАТОЛИЙ АБРАМОВ («Аракс») и многие, многие другие...

Сколько времени/сил Вы отдавали барабанам в юности?
Всё свободное время...

Были ли у Вас какие-либо учителя игры на барабанах и, если да, то кто это был?
Как такового, учителя игры на барабанах у меня не было, зато магнитофон, записи интересных групп и игра в ансамбле (включая и ресторанный) – едва ли не лучший из известных мне музыкальных университетов.

Хулиган Доценко - арестован на 10 суток, фотка с доски позора.
Фото из архива И.Д.Доценко В самом начале Вашего пути - что доставляло Вам больше всего проблем и хлопот применительно к игре на барабанах (с технической точки зрения)?
К сожалению, мне пришлось «изобретать велосипед» самому, много тогда набил я себе шишек, ведь это была вторая половина 60-х годов, да ещё и в Калуге, где не было профессиональных барабанщиков... (обычно музыканты, собравшись в ансамбль, договаривались, кто из них будет играть на барабанах).
Смешно сейчас вспоминать, но в то время я не знал даже, что такое «па-ра-дид-дл» (pa-ra-did-dle), и что барабанная дробь играется двойками (dubble stroke roll) :-)

Вы родились в Калуге...
Родился я не в Калуге, а в маленьком городке Изяслав, что на Западной Украине, а в Калугу меня привезли родители, когда мне было три года.
Потом Вы работали в Москве...
B Москве я никогда не работал, если же ты имеешь в виду ВИА «СИНЯЯ ПТИЦА», то эта «ансамбля» с самого начала базировалась в филармонии г. Куйбышева (ныне – Самара). В 1982 году, женившись, я перебрался в Питер.
Кто (что) "вытащил" Вас в столицу?
В «Синюю Птицу»? Мой старый калужский друг - клавишник Дима Галицкий (записал партии клавишных инструментов на альбоме ДДТ «ЛЮБОВЬ») как-то, вернувшись домой в Калугу с очередных гастролей, позвонил мне и предложил поработать в «Синей Птице», я прослушался и меня взяли на работу.

Гапон, Галицкий, Доца, Дрозд и Парфенюк.
Фото из архива И.Д.Доценко Есть ли какие-либо проекты из Вашего прошлого, в которых бы Вам хотелось сыграть вновь?
Затрудняюсь ответить, так как слишком уж много было проектов за более чем 35-летнюю барабанную деятельность.

Расскажите, пожалуйста, нам о Ваших самых первых музыкальных проектах.
Школьный ансамбль в составе: рояль, два баяна, шестиструнная акустическая гитара, вокалистка и барабаны (тройничёк :-) 1967 год ;
Духовой оркестр Калужского Дворца Пионеров (большой барабан, позже - кларнет);
1973 год...
Фото из архива И.Д.Доценко Эстрадный ансамбль при духовом оркестре Калужского Дворца Пионеров (саксофон, позже – барабаны (полный комплект) 1967-1968 гг.;
Эстрадные ансамбли ресторанов г. Калуги 1968 год (учился тогда в восьмом классе ;-);
Калужская филармония (аккомпанирующий ансамбль женской вокальной группы «Калужанка»). 1969 год.
Посчастливилось поиграть на литаврах в симфоническом оркестре «3-й концерт Бетховена для фортепиано (солист Яков Флиэр) (1970 или 1971 год, не помню)
Надеюсь, хватит?

С кем из музыкантов Вам нравится работать больше всего и почему?
С теми, кто умеет слушать партнёров по исполнению музыкальных произведений...

Вам за более чем 35-летнюю карьеру довелось поработать с самыми различными исполнителями в широком спектре музыкальных стилей. С кем из этих артистов, на Ваш взгляд, Вам удалось добиться наибольшего роста, как барабанщику?
Это Володя Шурыгин, легендарный калужский музыкант.
Он ушёл из жизни в конце июля 1979, едва перешагнув 24-х летний возраст (день его рождения - 22 июня 1955 года) ...
С Шурыгой мы познакомились, когда ему было 17, а мне 19 лет — он тут же загрузил меня по самые ...

Об этом парне, за 24 года прожившем целую вечность, можно многотомник написать...

Когда Вам предлагают принять участие в каком-либо очередном музыкальном проекте, какие факторы влияют на Ваше решение?
Я должен быть уверен, что смогу сыграть предложенные мне музыкальные формы, насколько мне интересен сам проект, уровень профессионализма музыкантов, участвующих в нём, идея и т.д... — короче, меня ничто не должно ломать в этом проекте.

Когда Вы с группой внезапно "реанимируете" какую-либо из старых песен, трудно ли Вам вспомнить какую-либо из старых вещей, которые вы давно не играли или же она у вас моментально "в руках"?
Немногое, чем я могу гордиться, это моя музыкальная память, поэтому, когда мы начинаем играть какую-нибудь старую песню, мне не нужно предпринимать никаких усилий для того, чтобы вспомнить свою партию - руки играют сами.
Не думаю, что мне будет сложно наиграть сейчас любую партию барабанов из любой песни «ПТИЦЫ».

Вам когда-нибудь приходилось работать сессионно?
Постоянно занимаюсь этим в свободное от ДДТ время.
Нравится ли Вам работа такого рода или же Вы предпочитаете придерживаться какого-либо одного стабильного коллектива и стиля?
Конечно, нравится, это же так интересно: новые музыканты, новые идеи, новое звучание, новые для тебя формы... безумно интересно, но желательно – поменьше диктата!!!

Аранжировки, барабанные партии Вы делаете сами или же в содружестве с другими музыкантами? Или же Вам кто-то жёстко диктует, что, где и как играть?
По-разному бывает: когда сам, когда - с музыкантами-партнёрами, случается порой - и под жёсткую диктовку.

Какую степень свободы Вы имеете в процессе студийной записи?
Почти полную.

Другими словами, сами ли Вы решаете, какие, например, микрофоны...
Подбором микрофонов обычно занимаются продюсер и звукорежиссёр, это у них лучше получается.
...пластики, тарелки использовать при записи, на каких барабанах играть и т.п.?
Обычно, специально для записи, я ничего не меняю в моём Drum set`е, иногда ставлю новые пластики на барабаны, но не перед самой записью, а за неделю-другую до неё, чтобы было время их обыграть.

Принимаете ли Вы активное участие в процессе студийной записи, в сведении?
Конечно – по мере необходимости.
В смысле, "крутите ручки" наравне с лидером и звукорежиссёрами или же предпочитаете "не влезать" в это дело?
Когда это бывает нужно – кручу.

Как Вы относитесь к электронным барабанам и всяческим новомодным "штучкам"? Мне нравятся любые новомодные «штучки», включая и электронные барабаны, но всё хорошо в меру.

Не секрет, что очень многие отечественные исполнители играют концерты с "живыми" барабанщиками, а при записи в студии прописывают драм-машину...
Ты имеешь в виду «КИНО»?
... как Вы считаете - почему?..
Теряюсь в догадках.
... и хорошо ли это?
Пусть это решают лидер и продюсер группы.

В каких музыкальных проектах Вы участвуете в настоящее время?
Группа «ДДТ», «Ляпин бэнд» + участие в звукозаписывающих сессиях питерских и не только питерских проектов...

Вы сейчас занимаетесь?
Меньше, чем хотелось бы, так как я жутко ленив.

Есть ли какие-либо области в Вашей игре с технической точки зрения, которые Вам бы хотелось улучшить?
Есть, и достаточно много, не перечислять же их все.

Вы уже более тридцати пяти лет на сцене. Где Вы черпаете творческие силы, чтобы по-прежнему продолжать играть на барабанах с юношеским энтузиазмом в лучшем смысле этого слова?
Я не думаю о своём возрасте, когда сажусь за барабаны.

Для многих «ДДТ» — это первопроходцы, любимцы, пример для подражания. Как Вы к этому относитесь?
Спокойно, но ответственно.

Какой альбом из обширной дискографии "ДДТ" Ваш самый любимый и почему?
Трудно выделить такой альбом, есть песни, которые мне не нравятся по ряду причин, но в целом мне нравятся все альбомы группы, жаль, правда, что мы перемудрили с барабанами на альбоме «ПЛАСТУН», в результате чего они провалены по звуку.

Как так получилось, что Вы стали играть в "ДДТ"?
Этой информации более чем достаточно в различных изданиях о ДДТ.

Множество групп появляется и исчезает. Что, на Ваш взгляд, обусловило столь многолетнее успешное существование «ДДТ»?
Ответ прост – неиссякаемая энергия Шевчука Ю.Ю., которой он постоянно подзаряжает и не даёт расслабляться ни нам, членам группы, ни зрителям (или поклонникам творчества ДДТ), которые, не смотря ни на что, стараются (пытаются) не утерять духовности и РУССКОГО ЯЗЫКА.

Чем, на Ваш взгляд, более молодое поколение барабанщиков отличается от барабанщиков Вашего поколения (если таковые отличия есть)?
На мой взгляд, молодое поколение барабанщиков игнорирует мастеров, перечисленных мною выше, и пытаются писать, не познав азбуки, да ещё при этом очень многословны... я называю это — болтовня на барабанах.

Что Вы посоветуете начинающим барабанщикам?
Побольше слушать музыки и ещё больше играть в группе или команде музыкантов, только это даст хорошую «оркестровую практику» и научит аккомпанементу на барабанах, и ещё – пытаться поменьше солировать при этом.

Порекомендуете ли Вы начинающим барабанщикам какие-либо обычные или видео-школы?
DAVE WECKL "Back To Basics" — видео-школа игры на барабанах, лучшая из известных мне, здесь этот МАСТЕР начинает с того, что очень подробно объясняет, как научиться управлять палками, говорит о настройке, расстановке барабанов и т. д. ...

Как Вы настраиваете барабаны? Есть ли тут какие-либо профессиональные секреты и тонкости?
Во время настройки, болты барабанов я накручиваю до тех пор, пока мне не понравится звук.

Откройте секрет, - как Вам удается извлекать из барабанов сочный звук, когда он Вам нужен, и в то же время сухой, мягкий звук, когда нужен именно он?
Никакого секрета, просто был у меня период, когда я был вынужден заняться звукоизвлечением на барабанах, пришлось попотеть.

Помимо игры на барабанах, занимаетесь ли Вы каким-либо другим видом искусства (живопись, литература и т.п.)?
Нет, у меня много животных — ими я и занимаюсь. (У Игоря Дмитриевича — две собаки, две кошки плюс различное аквариумное население)

Не стреляй! :-) Чем Вы любите заниматься в свободное от игры на барабанах время? Ездить на автомобиле, сидеть в Интернет и т. д.

Как Вам удаётся совмещать бурную гастрольную деятельность с семейной жизнью? Так же, как и всем действующим и гастролирующим музыкантам.

Какую музыку Вы слушаете дома, в автомобиле?
Сейчас это, в большей степени, классическая музыка   или modern jazz.

Когда Вы работаете в студии, Вы используете клик при записи?
Использовал только один раз – при записи альбома «МИР НОМЕР НОЛЬ», да и то, только для того, чтобы удержать темп до вступления барабанных сэмплов Кости Шумайлова.

Играете ли Вы ещё на каких-либо музыкальных инструментах, помимо барабанов?
Шкрябаю в гитару на дружеских вечеринках и попойках :-)

Есть ли у Вас музыкальное образование?
Есть — два месяца музыкальной школы по классу баяна :-)
Это правда?
Правда.
Почему именно по баяну, а не по ударным? Как так получилось, что Вы не учились игре на ударных "официально", так сказать? Что-то помешало?
Правильнее было бы сказать - «не помогало», так как ни в одном из музыкальных учебных заведений г. Калуги не было тогда ничего похожего на класс «Ударных Инструментов».

Когда я учился в первом классе, мой отец купил себе гармошку и я, с горем пополам, научился на ней играть, через два года был куплен баян, пришлось поковыряться с баянной клавиатурой… Мои успехи вдохновили моих родителей и ещё через два года меня отдали в муз. школу по классу баяна – это было, когда я учился уже в пятом классе, через пару-тройку месяцев меня из школы выперли за хулиганство, да я особо и не огорчился тогда, даже с облегчением вздохнул, ведь я был «слухачём», а в школе заставляли играть строго по нотам :-)
Когда я заканчивал пятый класс, из мест заключения вернулся мой старший брат и снёс мне башню умением аккомпанировать себе блатные песни на семиструнной гитаре.
Это был очередной вирус – я начал плавить струны. Через год один мой школьный знакомый показал мне строй и аккорды для шестиструнки – опять пришлось переучиваться :-)
Учась в шестом классе, я впервые увидел игру живого барабанщика (Мутузкин Александр, в настоящее время – профессор нижегородской консерватории по классу кларнета), я понял – ЭТО МОЁ!!!!!!!!!

Если бы Вам предложили прожить жизнь заново, Вы стали бы барабанщиком? Если да, то какие бы моменты в своей карьере Вы предпочли бы изменить?
Это - моя жизнь, не думаю, что хотел бы что-то изменить, доведись мне прожить её заново.

Концерт на Дворцовой площади в 1993 году Каково это - быть "легендарным барабанщиком" и "рок-звездой"?
Я не чувствую себя ни "легендарным барабанщиком", ни "рок-звездой", да и наплевать мне на эти выдумки, главное, чтобы, когда я нахожусь на сцене и играю, мне никто из посторонних не мешал ):-

Рекламируете ли Вы в данный момент каких-либо производителей ударных инструментов?
Только изготовителя моего комплекта тарелок – Михаила Загребина   и барабанных палочек, которые я использую с 1992 года, с программы «Чёрный Пёс Петербург» – питерскую фирму «POLYGON».

Расскажите, пожалуйста, о том инструменте, на котором Вы играете в настоящее время.

DW drumset:
Bass Drum: 22"
Tom-toms: 10" , 12" , 14" ,16"
«Sonor» Snare Drum: 14" x 6,5"
Bass Drum Double Pedal - DW5000HD Delta II

Cymbals (тарелки) - изготовлены руками питерского умельца Михаила Загребина

Custom Heavy Ride - 22"
Custom 17" Crash
Custom 18" Crash
Custom China Type 19"
Custom Splash 12"
Hi-Hat - 14"

Drum Heads:
На том-томах и большом барабане - «REMO» (PIN STRIPE)
На малом барабане — «REMO» (AMBASSADOR)

Drum Sticks:
POLYGON Modern Generation of Drumsticks DS`06

Расскажите, пожалуйста, о Ваших взаимоотношениях с Вашим инструментом. Ведь Вы его любите, не так ли?
Играть люблю, а так... — тоже люблю :-)
И он отвечает Вам взаимностью?
Как мне кажется – отвечает.
Верите ли Вы в то, что музыкальный инструмент, а барабаны, в частности, — это живое существо, к которому и относиться нужно соответствующим образом?
Любой из музыкальных инструментов - это продолжение или часть самого музыканта, играющего на нём, а значит - ОН живой, и недооценивать этого не стоит.

Бывает ли Ваш инструмент "капризным"?
Конечно, бывает.
И как Вы с ним в таких случаях "общаетесь"?
Пытаюсь договориться.
Или же у Вас над ним всегда безоговорочная власть и полный контроль?
Хотелось бы, но не всегда получается, и тогда приходится идти на компромиссы.

Игорь Доценко на демонстрации 1 мая 1977 года
А какой инструмент был Вашей самой первой ударной установкой?
Малый (пионерский) барабан был мною приватизирован из пионерской комнаты школы, где я учился, подставкой для него служил обычный стул :-)
Тарелка для игры в духовом оркестре, стоимостью 7 рублей 00 копеек, вместо стойки использовалась дюралюминиевая лыжная палка, примотанная верёвкой к другому стулу :-)


Вот на одной из фотографий Вы запечатлены с духовиками и малым барабаном на демонстрации. Это было 7 ноября или 1 мая? Какого года? Сколько Вам тогда было лет?
Скорее всего - это первомайская демонстрация 1977 года, стало быть, мне было тогда 24 года.

На этой фотографии заметно, что остальные музыканты значительно старше Вас по возрасту. Как Вы сами считаете (только откровенно!) - почему они брали на "халтуры" Вас - такого молодого по сравнению с ними?
Всё банально донельзя: мне просто звонили и предлагали халтуру за 25 целковых, если я был свободен – соглашался.

1974 год :-)
Фото из архива И.Д.Доценко Вы сейчас можете вспомнить и рассказать нам какой-либо забавный или, наоборот, курьёзный случай из Вашей музыкальной жизни?
Когда я начал кататься по стране с «КАЛУЖАНКОЙ», на одном из зелёных концертов мне на рабочую сторону малого барабана насыпали зубной порошок, который после первого же удара заполнил чуть ли не всё сценическое пространство, не говоря уже о том, что порошок этот забил все возможные отверстия в моей голове ;-)
Прикол этот давно известен – так всегда раньше «прописывали» молодых, начинающих работать на сов. эстраде барабанщиков.

Считаете ли Вы, что музыкальная индустрия изменилась за прошедшие годы?
Да - появилось много пиратов.

Что такое, по Вашему мнению, "шоу-бизнес" и есть ли он сейчас в нашей стране?
Для меня «шоу-бизнес» почему-то ассоциируется больше с «попсой», а уж они в этом т.н. «шоу-бизнесе», безусловно, поднаторели.

Доца с Чаплиным в Америке :-)
Фото из архива И.Д.Доценко Вы добились практически всего, о чём барабанщик может лишь мечтать. А чего, по Вашему, Вам так и не удалось добиться в музыкальном плане?
Научиться играть на фортепиано или арфе, например.

Нет ли у Вас желания выпустить сольный альбом?
Наш дядя Миша выпустил альбом «Дядя Миша In Rock», я же не слишком честолюбив, чтобы повторить подобный «подвиг», хотя записей групп, в которых звучат мои барабаны, наберётся альбомов на 10-15 ;-)

Пробовали ли Вы когда-либо свои силы в качестве педагога?
Пробовал в Питерском Рок-Клубе зимой 1987-1988 года. Опыт закончился неудачей – никто из моих подопечных не научился играть на барабанах — случайные были люди, клюнувшие на, как может показаться, лёгкий инструмент.

Приходилось слышать жалобы на то, что Вы наотрез отказываетесь учить молодёжь игре на барабанах...
Неправда!
По себе хорошо знаю, что Вы очень отзывчивы и всегда готовы помочь советом, подсказать, объяснить что-либо менее опытному коллеге...
Не помню, чтобы я когда-либо кому-то отказывал…

Концерт на Дворцовой площади в 1993 году Откройте, пожалуйста, Ваш "фирменный" секрет - КАК Вы научились играть на барабанах так красиво с визуальной точки зрения?
Специально я никогда этому не учился.
Вы заранее отрабатываете элементы шоу?
Нет, просто пытаюсь играть так, чтобы мне это нравилось, хотя это получается у меня реже, чем хотелось бы ;-)
Ваши жесты идут от души, от сердца?
Мне трудно определить, да я и не задумываюсь - откуда всё это идёт.


Уффффффф!!!!!!!!!!!
Ну ты, Коля, и даёшь!!!!!!!!!!!
Чуть душу этим инвертю у мя не вынул... ;-)

adv bef